Проекты журнала

История издания «Идеи и новации» началась с проектов. С 2013 года, когда вышел в свет первый номер журнала, было осуществлено достаточно большое их число. Результаты, полученные по завершению многих из них, были опубликованы в целевых номерах издания. Некоторые еще ждут своей очереди и находятся в портфеле издания.

Но так или иначе история их появления связана с кафедрой журналистики Филиала Московского государственного университета в Севастополе. Исследовательский проект по анализу прессы Крыма – один из первых и значимых для молодой кафедры журналистики только созданного Филиала.

Со-руководитель проектов Владимир Мельников рассказывает: «Начинали мы небольшим коллективом: всего 3,5 ставки на пять человек и приезжающие из Москвы с факультета журналистики несколько преподавателей. Когда это было человек пять в год, то это был уже праздник. Ведь мы были не единственными, и у университета все-таки были несколько ограниченные средства на работу Филиала.

Собственно, с первых дней работы на кафедре и родилась идея мониторинга средств массовой информации Севастополя и всего Крыма. Следует вспомнить, что в те годы были иные условия и возможности для профессиональной деятельности. Не только вузы, школы и все учреждения просвещения, но и СМИ попали под каток украинизации. Газеты в своей массе сохраняли русский язык, а вот радио и телевидение все больше времени отдавали программам на украинском языке. Появившаяся в Севастополе реклама, как и во всем Крыму, тоже была в основном на украинском языке. Чтобы понять, что происходит с прессой, радио, телевидением, рекламой на полуострове, нужно было постоянно следить за происходящим в этой сфере. Так родилась идея проектного обучения, которое впоследствии оказалось очень успешным. Появилось и название этого исследования – «Информационное пространство Крыма».

В этом проекте участвовали: руководитель проектов, заведующая кафедрой журналистики Л.А. Коханова (1997 -2014 гг.) и весь коллектив кафедры, который увидел в такой организации учебного процесса для себя положительные моменты и во многом способствовал его усовершенствованию. Людмила Владимировна Валеева, доцент кафедры, взяла на себя нелегкую задачу исследования языка СМИ, его трансформаций в создавшихся условиях украинизации всех сфер жизни. Все эти годы она совмещала работу в Крымском университете имени В.И. Вернадского. Ныне Таврическая академия ФГАСУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».

Помимо этого молодой аспирант факультета МГУ Ю.А. Вербицкая после успешной защиты диссертации продолжила на кафедре свою исследовательскую деятельность, изучая психологические аспекты функционирования журналистики. Вместе с В.И. Каплюк Ю.А. Вербицкая начала вести проект «Твоя журналистская карьера». Они активно использовали коучинг, то есть введение начинающего специалиста в профессию и ведение его в ней с первых шагов в редакции. Это также можно было назвать тьюторством, которое было органичным видом деятельности для небольшого коллектива кафедры.

Безусловно, проектное обучение как исследование информационного пространства Крыма и Севастополя не могло состояться как форма подготовки кадров без теоретического обоснования, выбранной для темы. Эту миссию на себя взяли преподаватели факультета журналистики головного вуза, которые ездили все это годы и продолжают ездить и сейчас.

Было бы несправедливым не рассказать и о других проектах, которые практически реализованы в процессе работы. Сначала просто перечислю их:

  • Летние школы «Парламентская журналистика» (Крым, Севастополь – Верховный Совет Крыма, Законодательные собрания Крыма и Севастополя, мэрии городов и т.д.);
  • «Россия – Украина: шаги навстречу» – мониторинг СМИ России и Украины;
  • «Журналисты и ученые за здоровье наций» (совместно с «Парламентским клубом Государственной Думы РФ»);
  • Фестиваль медийных ресурсов «Русский язык, русская литература в Крыму и на Балканах» (Варна (Болгария) – город побратим Севастополя;
  • «Лидеры информационно-коммуникативной среды Крыма»;
  • «Лидеры в информационной, научной и деловой сфере Крымского региона» (Общественные организации Крыма, Севастополя: Фонд «Москва – Крым», «Севастопольский Союз Соотечественников России» и др.);
  • ТВ- проект «Легко ли быть молодым» – молодежная субкультура в СМИ (серия телесюжетов). По письмам газеты «Правда» (Молодежная приемная «Правды», 1986г.) спустя четверть века – три поколения – деды – сыновья – внуки – (работа с письмами – судьбы поколений);
  • Династии. Служение Отчеству (Род Сенявиных – 500 лет служения России»);
  • «Космический Крым» – презентация на журналистском форуме «Вся Россия -2014»;
  • «Русские писатели в Крыму» – ТВ-проект и онлайн-проект – серия передач на телевидении города;
  • «Современная Россия глазами молодых» – анализ прессы 85 регионов России;
  • «Корнями дерево сильно» – журналистский проект истории семьи к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне;
  • Международная школа «New Media» (Болгария, Варна).

Таков далеко неполный перечень исследовательских проектов для реализации которых ушли годы самоотверженной работы сотрудников кафедры и коллег и товарищей. И такой подход во многом позволил студентам овладеть полным комплексом фундаментальных знаний и прикладных компетенций, а также способствовал развитию творческого мышления и организации инновационных процессов.

Собственно, они и положили начало журналу «Идеи новации» Стали темами его номеров».

Проекты журнала «Идеи и новации» (2013 –2020 гг.)

Раньше у нас каких только научно-популярных журналов не было. А теперь журнал «Химия в школе» еле удалось спасти, потому что его финансирование не было предусмотрено в бюджете. Оказывается, в бюджете Министерства образования на это не было предусмотрено расходов в рамках популяризации науки. Школьники и студенты должны иметь возможность заниматься серьезным естественно-математическим образованием. И популяризация также необходима и тут уже дело журналистов.

Валерий Лунин,
2018, № 2 (Т.6) «Мера ответственности ученого» (PDF)

Диалог поколений для молодых журналистов – повод осознать, что без этого не будет доверия к ней, к тому, что мы пишем, снимаем, а теперь и выкладываем в сети. Это, пожалуй, главный урок, который в своих интервью преподнесли молодым коллегам именитые журналисты. Но он далеко не единственный.

Амбициозные молодые люди, оснащенные новейшими информационными технологиями, стремятся создать свою журналистику, отрицая принципы работы по старинке. Но известный в свое время журналист Анатолий Аграновский говорил: «Давайте думать!». Это означает, что он видел главное предназначение журналистики в том, чтобы пробуждать общественную мысль. Это означает, журналисты должны выполнять свою задачу: объективно отражать реальность, рассказывать о том, что происходит, по возможности, взвешенно. Они не боятся говорить публично и отвечать за свои слова, какими бы новейшими технологиями они не обладали.

Собственно, об этом книга «Диалог журналистских поколений». Надеюсь, что это только первая часть очень нужного и своевременного проекта, начавшего честный разговор о журналистской профессии и о своем месте в ней каждого ее избравшего.

Владимир Соловьев,
2017, № 2 (8) «Диалог журналистских поколений» (PDF)

Черноморский филиал МГУ – как он назывался в первые годы своего существования – поддержала общественность Севастополя и Крыма, с которой кафедра журналистики системно налаживала крепкие и прочные связи. Постепенно сопротивляющихся украинизации становилось все меньше и меньше. Средняя школа уже находилась в ведении украинской системы образования. Часы русского языка и литературы были сведены к минимуму. По замыслу киевских чиновников, русский язык должен был остаться только языком семейного общения. Русский язык на полуострове сохранил свои позиции во много благодаря средствам массовой информации. Со многими из них у кафедры журналистики сложились партнерские отношения, так как студенты, начиная с первого курса, приходили в газеты, журналы, на телевидение и радио сначала на практику, а многие затем оставались в штате редакций.

Андрей Соболев,
2017, №1 (7) «Медиапространство Крыма: вчера, сегодня» (PDF)

Тех, кто выбрал Филиал одного из ведущих вузов страны в Севастополе, эта исследовательская деятельность знакомила с Россией, общественной жизнью, средствами массовой информации и их тематикой. Не будем забывать, что до марта 2014 года Крым был в составе сопредельного государства – Украины, которая не одобряла распространение русской культуры. Студенты изучали прессу 85 регионов России и анализировали ее. Результаты представлены в этом номере журнала «Идеи и новации». Каждая статья – это одна из номинаций: «Долг службы», «Культурная пирамида», «Молодежь и политика» и так далее – все восемь номинаций. Студентами была собрана уникальная база данных публикаций российской прессы за период с 2003 по 2016 годы, которые в качестве хрестоматии представлены на СD-диске, прилагаемом к номеру журнала. Данная хрестоматия интересна сама по себе еще тем, что это реальное подтверждение того факта, как технологически меняется наша среда, в том числе журналистская отрасль. Следовательно, это свидетельствует о необходимости по-другому учить будущих журналистов, принадлежащих сегодня уже к цифровому поколению.

Геннадий Савинов,
2016, № 2 (5) «Современная Россия глазами молодых» (PDF)